Робинсон: морские пираты усовершенствовали стратегию и арсенал

По словам профессионала, эволюция современного пиратства прошла в водах Сомали, где за чрезвычайно маленький период в 5-6 лет значительно обогатился арсенал пиратов и поменялась их стратегия захвата судов. «Они стали употреблять наиболее тяжелое вооружение и особое оборудование для того, чтоб забираться на судно и вести операции с так именуемых материнские судов (mother ship)», - поведал Робинсон в интервью в преддверии пятой годовщины захвата сухогруза Arctic Sea с российским экипажем на борту. По его словам, новенькая стратегия с внедрением удаленных баз дозволяет пиратам осуществлять операции на большом расстоянии от берега и поболее длительные по времени.

Сухогруз Arctic Sea с экипажем из 15 архангельских моряков следовал из Финляндии в Алжир. Он исчез в июле 2009 года и скоро был найден в Атлантике неподалеку от африканского страны Кабо-Верде. Судно было захвачено группой, в которую входили граждане Эстонии, Латвии и РФ, также лица без гражданства. Операцию по освобождению провели моряки Черноморского флота РФ.

За сохранность нужно платить

По словам собеседника агентства, наилучшей защитой от пиратов на нынешний день является присутствие на борту судна вооруженной охраны. «Изначально наличие вооруженной охраны на борту было чрезвычайно большой неувязкой из-за того, что судовладельцы не желали увеличения стоимости рейсов и боялись риска присутствия орудия на борту собственных судов», - сказал Робинсон. Равномерно, по его словам, по мере конфигурации ситуации и возрастающего риска нападения пиратов, ответственные органы, в том числе Интернациональная морская организация (IMO), стали советовать вооруженную охрану на судах, идущих через воды завышенного риска.

Сейчас, по его данным, эта услуга обходится судовладельцу в сумму от 3 до 5 тыщ баксов в день, таковым образом десятидневная охрана 1-го корабля стоит около 40-50 тыщ баксов, а каждый месяц судовладельцу приходится платить за сохранность от 500 тыщ до 1-го миллиона баксов. По словам собеседника, с возрастающей конкурентнстью на рынке схожих услуг цены равномерно мало понижаются.

Эксперт отмечает, что без вооруженной охраны на борту, даже невзирая на присутствие в районах риска интернациональных миссий по защите от пиратов, нет гарантии сохранности от атак. Робинсон признает, вкупе с тем, что возможность воплощения пиратами удачного нападения также во многом зависит от таковых причин, как тип судна, его скорость и степень загрузки.

Стало спокойнее

«За крайние 5 лет мы смотрим значительные конфигурации в сфере обеспечения сохранности судов и топовую практику управления на море, что привело к значительному понижению числа захватов судов пиратами и их попыток», - охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию Робинсон. Он сказал, что опосля введения интернациональным обществом ряда законодательных мер, предусматривающих адекватную защиту торговым судам, ни одно судно с вооруженной охраной не было удачно захвачено пиратами. «Это в совокупы со взаимодействием ВМФ разных государств, в том числе Военно-морских сил в Европе (NAVFOREUR), Коалиционными военно-морскими силами (CMF), России, КНР, Индии и остальных государств, делает очень сложные условия для деятельности пиратов», - произнес эксперт.

Он объяснил, что все участники объединенных миссий вносят собственный посильный вклад в общее дело борьбы с пиратством: кто-то обеспечивает топливом, кто-то людьми, а кто-то информацией. «Когда ты в море, это совсем остальные дела, дружеские, существует традиция, что, когда ты в море, ты помогаешь иным морякам, потому все взаимодействуют независимо от того, идет ли это по официальным каналам либо нет. Мы все находимся там с общей целью и помогаем друг другу», - сказал собеседник агентства.

Пираты обучаются друг у друга

Невзирая на то, что, как сказал эксперт, число актов пиратства сократилось в районе Африканского Рога/Сомали, их активность в остальных регионах повысилась. Зоной завышенного риска сейчас Робинсон считает район Гвинейского залива / Нигерии и Юго-Восточной Азии, которые, по его словам, «вынесли уроки из удачной ранее деятельности сомалийских пиратов».

Эксперт отмечает, что исторически в этих регионах пиратство было, но в наименьшем масштабе, когда нападающие грабили суда с целью получить провиант либо медикаменты. При всем этом в крайние годы под влиянием фуррора пиратов в районе Сомали, ситуация поменялась: пираты стали захватывать суда и экипажи с целью получения выкупа. Вкупе с тем, он считает, что в этом регионе проходит незначимое число торговых маршрутов, а масштаб пиратской деятельности в этих регионах пока не настолько велик, чтоб направлять туда международную антипиратскую цель.