Французская нефтяная компания Total, пожалуй, единственная западная топливно-энергетическая компания, которая не только лишь активно сотрудничала с Россией, да и часто поддерживала и лоббировала наши интересы на мировой политической и экономической арене. И сначала - благодаря усилиям Кристофа де Маржери. Он был одним из идеологов заключенного Total посреди 1990-х годов соглашения о разделе продукции. На его базе французы начали добывать российскую нефть, вкладывая в освоение сотки миллионов баксов.
Позже, в 1999 году, де Маржери на встрече с Владимиром Путиным пообещал, что ни в коем случае не изменит положительного представления относительно России, даже ежели цены на нефть свалятся в разы и работать на рынке нашей страны станет не рентабельно. Свое слово он сдержал. Даже опосля объявления санкций де Маржери утверждал, что Total не уйдет из России. Наиболее того, он открыто выступал против США, предлагая в сделках с нефтью и газом заменить бакс другими валютами.
Трагическая смерть де Маржери стукнет по репутации России еще посильнее, ежели крушение малайзийского Boeing над небом Донецкой области, - уверен президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. «К нему прислушивались не только лишь французские министры и бизнесмены, да и весь деловой мир Евросоюза. Остается надеяться, что экономический баланс, который был достигнут меж Россией и Францией во времена Шарля де Голля, сохранится», - заявил Юргенс.
С ним согласен генеральный директор Фонда государственной энергетической сохранности Константин Симонов. «Выступая в этом году во французском Сенате, де Маржери подтвердил, что экономические дела с Россией должны сохраниться, несмотря ни на какие политические раздоры с ЕС либо США. Необходимо отметить, что на эту встречу ему пришлось практически продираться через массу митингующих, которые выступали в поддержку новейшего управления Украины и лично Петра Порошенко и Арсения Яценюка. Как оказывается, Франция согласилась с санкциями, лично де Маржери - нет. На него оказывали давление - и гражданское общество, требовавшее от французского бизнеса уйти из 'путинской' России, и проамерикански настроенные чиновники Евросоюза», - отметил Симонов в беседе с «МК».
«Де Маржери прилетел в нашу страну на встречу с Дмитрием Медведевым в рамках заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Это одна из самых знатных площадок, на которых дискуссируются предметные вопросцы развития российской экономики и положения нашей страны на международном рынке. Де Маржери занимал тут особенное место - он шел против течения, когда европейцы либо америкосы начинали давить на нашу страну, вводить вкладывательные ограничения, в индивидуальности, в отношении нефтегазовых проектов», - считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Кому же на руку погибель Кристофа де Маржери? Существует несколько проектов и идей, в каких он являлся далековато не крайним человеком, и его смерть может оказать существенное влияние на итог.
Северный и Южный потоки
Эти два газопровода должны исключить Украину из экспортной цепочки поставок российского газа в Европу. «Северный поток» уже построен. Но он употребляется не на полную мощность, так как Еврокомиссия просит допустить в трубу посторониих поставщиков «голубого топлива» (к примеру, Азербайджан).
Стройку «Южного потока» заморожено по этим же причинам. ЕС упирается, настаивая на выполнении нашей государством европейских нормативов. Де Маржери был одним из числа тех, кто выступал за энергетическую сохранность Европы и ее независимость, основным образом, от Украины, которая не один раз воровала газ из экспортной трубы. В преддверии зимы и в отсутствие окончательных договоренностей о поставках из России, не исключено, что Киев вновь займется излюбленным делом.
Штокман
- Это одно из больших газокондесатных месторождений в мире. Оно размещено в Баренцевом море. Западные компании пробовали войти в этот проект с середины 1990-х годов, - ведает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Но лишь в 2005 был сформирован перечень из возможных иностранных участников консорциума по разработке Штокмана - норвежские Hydro и Statoil, французская Total и южноамериканские Chevron и ConocoPhillips. В 2007 году опосля телефонного разговора Владимира Путина и экс-президента Франции Николя Саркози было объявлено, что партнером «Газпрома» в освоении Штокмана станет Total, также, может быть, Statoil и Hydro, которые к этому времени слились в одну корпорацию.
Не последнюю роль в этом выборе играл де Маржери. Америкосы и до его погибели решали пробы стать участниками проекта. Штокман пока не разрабатывается. Ежели санкции против России снимут, у компаний США покажется шанс возвратиться в проект, заменив в данном деле Total.
«Отмена» бакса
По словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, несколько месяцев назад де Маржери активно лоббировал повышение толики евро в мировой торговле, говоря, что нет никакого смысла платить за нефть баксами. Естественно, все комменты на этот счет носили нрав поддержки евровалюты. Да и Россия заинтересована в деамериканизации всех денежных расчетов. На теоретическом уровне, Total могла бы в перспективе договориться с российскими нефтяниками о платежах в другой валюте, что фундаментально сказалось бы на позициях бакса.
Кто преемники?
Естественно, эту версию необходимо отмести сходу - никто из управляющих Total не стал бы «заказывать» де Маржери, да к тому же настолько изощренным методом. Но стоит именовать его вероятных преемников. Это президент по разведке и добыче Ив Луи Даррикарер, рекламный директор Филипп Буассо и директор отдела нефтепереработки Патрик Пуйанне.
Акулы бизнеса
Погибель де Маржери безизбежно повлияла на котировки акций Total и российского «Новатэка», наиболее 17% которой принадлежат французам. Бумаги обеих компаний свалились наиболее чем на 2%. Покупка акций компаний дешевле, чем их можно реализовать в предстоящем, принесет определенным игрокам миллионы баксов прибыли.